Блог

Почему наш мозг одолевают навязчивые мысли? Мыслительная жвачка

0911
Особенности мозга

Почему наш мозг одолевают навязчивые мысли? Мыслительная жвачка

В мозге взрослого человека 87 миллиардов нейронов. А вот у новорождённого малыша, их в два раза больше. Так как же в его небольшой головке умещается такое количество нейронов, хотя по размеру она меньше, чем у взрослого человека? Дело в том, что у младенцев нейроны располагаются локально, то есть по месту назначения (зрительные в теменной, слуховые в височной и т.д.), по принципу, где родишься, там и пригодишься.

В этот период новорождённый не имеет каких-либо готовых образов в мозге, даже лицо человека он начинает определять не сразу: сначала очертания, затем глаза, далее рот, позднее нос, и лишь потом всё лицо целиком. Но в процессе познания окружающего мира нейроны собираются со всех закоулков мозга в единую связку для обслуживания какой-либо деятельности, например, манипуляции с игрушкой.

Чем чаще ребёнок повторяет одну и ту же деятельность, тем крепче становится эта связь, и увеличивается в объёме (мозг растёт). При взаимодействии нейроны отращивают, так называемые «шипики», с помощью которых и крепятся друг к другу. «Шипики» – это разросшиеся нервные окончания, увеличивающие площадь соприкосновения между связанными нейронами. За это открытие нейробиолог Эрик Кандел получил, в своё время, Нобелевскую премию.

Большинство нейронов, если ребёнок растёт в обогащённой среде (общение, игрушки, атрибуты, занятия, игры), свяжутся в нейронные комплексы. Это будет говорить о том, что ребёнок овладел навыками и умениями. А вот остальные нейроны погибнут, так и не найдя себе применения. Поэтому, если в начале жизни это были просто прикреплённые к местам многочисленные нейроны, то ко взрослой жизни это будут группы нейронов, объединённые функционально и тематически. Нейронные связи продолжают формироваться до двадцати пяти лет. Всё, база создана! Все остальные новые навыки, которые человек будет приобретать в течение жизни, будут накладываться на эту основу, базу.

А вот теперь представьте сколько у вас сейчас этих нейронных связей, сколько всего вы умеете делать, и даже об этом не задумываетесь.  Для обслуживания любого процесса в мозге нейроны спешат объединиться в одну связку, преодолевая значительные, по их меркам, расстояния (от виска до затылка, например). То есть весь мозг испещрён этими путями, ведущими к одному из многочисленных нейронных ансамблей. Так, серое вещество мозга – это информация в нашем мозге, а вот белое вещество – это и есть те самые пути, связывающие различные центры мозга (слуховые, зрительные, моторные и др.).

Чтобы вы лучше себе представили, продемонстрирую. У людей, которые много лгут, белого вещества на двадцать пять процентов больше, чем у людей, предпочитающих говорить правду. Например, девушку спросила подруга: «Как ты провела вчерашний вечер?». Она может сказать правду: «Весь вечер читала книгу.» Мозгу не придётся много работать, вот на этой «полке» – вчера, а вот на этой «полке» – книга. Никаких лишних действий. Но если девушка захочет солгать: «Я была на концерте рок-звезды в Москве.», тогда придётся взбаламутить не одну нейронную связь. Так, чтобы девушке сочинить целую историю, нейронам придётся собирать информацию со всех закоулков мозга, перелопать все архивы по этой тематике. Более того, она будет не просто рассказывать ситуацию, а делать её ещё и правдоподобной. Вот в подобном поиске нейроны не только вдоволь набегаются, но ещё и «оставят след» в виде нейронных путей. А представьте, что девушка врёт регулярно. Чем больше подобных дорожек, тем больше белого вещества.

Вот мы и подошли к теме вопроса. Все нейронные связи мозга включаются в работу в разных режимах с помощью ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕТЕЙ. Учёные насчитывают около пятидесяти различных сетей, которые и руководят парадом. Маркус Рейчел профессор Вашингтонского университета в 2001 году выявил три базовые нейронные сети, которые имеют своё место в структуре головного мозга:

– сеть выявления значимости (передняя область островка, дорсальная передняя поясная кора, а также вентральное полосатое тело, чёрная субстанция, вентральная область покрышки),

– центральная исполнительная сеть (дорсолатеральная префронтальная кора, задняя теменная кора в области интрапариетальной борозды), и,

– дефолт-система (медиальная префронтальная кора, задняя поясная кора, предклинье, угловая извилина теменной доли).

Первая – сеть выявления значимости. С помощью неё мы направляем своё восприятие (чем именно мы заинтересуемся в данную секунду, минуту).

Вторая – центральная исполнительная сеть. Она занимается интеллектуальной обработкой того, что привлекло наше внимание (знакомо – не знакомо, опасно – не опасно), решением задач.

И третья – это дефолт система. Она как раз и отвечает за наши диалоги с самими собой наедине. Так называемое «состояние блуждания». Стоит только мозгу расслабиться, как тут же включается дефолт-система. Кстати, учёные выяснили, что в этом режиме мы находимся 50% дневного бодрствования, и, если подумать, то и всей нашей жизни. Это и есть обиталище нашего подсознания, которое хранит в себе все события прошлого, настоящего, будущего. Это и есть наше мышление. В ней мы обсуждаем, что не успели сказать во время ссоры мнимому собеседнику, осмысливаем дела прошлые и будущие, жалеем себя и т.д. А у тревожного человека она особенно богата на навязчивые мысли, так называемое “мыслежуйство”. А ведь навязчивые мысли – это просто нерешённые проблемы, недоделанные дела, недосказанные слова, которые требуют завершения, гештальта.

Эти сети являются антагонистами друг для друга у большинства людей. Поэтому первое, что вы можете сделать, чтобы встревоженная дефолт-система замолчала и перестала работать мысленная жвачка, это использовать сеть выявления значимости, то есть сосредоточиться на чём-либо с полным вовлечением в этот процесс. По этому принципу работает медитация и различные дыхательные упражнения с погружением в мир приятных ярких образов и представлений. Второе, что вы можете сделать, это активировать центральную исполнительную сеть, начав решать сложные задачи, обучаясь иностранному языку, изучая новый сложный навык. Тогда мысленная жвачка будет умолкать, что сэкономит ресурсы вашей нервной системы.

А вот как избавиться от негативной пластинки в дефолт – системе расскажу позже.