...

Блог

Как победить выученную беспомощность?

0912
Особенности мозга

Как победить выученную беспомощность?

Это понятие ввёл американский психолог Мартин Селигман в шестидесятые годы прошлого века. В ходе жестокого эксперимента с собаками Селигман с коллегами пытались сформировать условный рефлекс страха на громкий звук. В качестве подкрепления использовали удар током.

Собак делили на три группы. Первая группа собак могла повлиять на ситуацию, ткнув носом определённую кнопку, тем самым отключив ток, чем они и спасались, вторая группа никак не могла повлиять на процесс, а третья группа вообще не получала стимуляции током.

Сначала раздавался громкий звук, затем удар током. Болевое воздействие продолжалось у двух первых групп собак в течении некоторого времени с одинаковой интенсивностью. Далее все три группы собак помещали в один ящик с невысокими бортами, через которые собаки могли с лёгкостью перепрыгнуть. Как только начинался эксперимент, собаки первой и третьей групп быстро преодолевали барьер и убегали. А собаки второй группы ложились на пол, от которого и шли удары током, и начинали скулить. Даже при повышении интенсивности удара током, они не пытались бежать, терпели. Селигман с коллегами сделали вывод, что чувство беспомощности развивается тогда, когда нет возможности контролировать или влиять на неприятные события.

Подобный эксперимент повторили через десять лет с участием людей, но без ударов тока, к счастью. Если коротко, то участвовали постояльцы двух этажей престарелого дома. Обитателям четвёртого этажа предложили больше свободы в выборе интерьера комнат, проведения отдыха и предоставили возможность взять себе любое растение из имеющихся. А вот жителям второго этажа просто доброжелательно сообщили, что персонал будет сам обо всём заботиться и вручили растение, выбранное работником. Таким образом, обитателям четвёртого этажа дали право выбора и возможность самим контролировать решение жизненных вопросов.

Через три недели выяснили, что пожилые люди с четвёртого этажа чувствовали себя более счастливыми, были настроены оптимистично, улучшалось общее самочувствие, настроение и аппетит. Чего не скажешь о жителях второго этажа, вся жизнь одной фразой «день прошёл и ладно».
К слову, через полгода выяснили, что смертность была выше среди жителей второго этажа. Так как многие отказывались от лекарств и еды, ведь это единственное, что они могли выбирать.
Итак, выученная беспомощность возникает, если человек некоторое время испытывает неудачи, несмотря на все усилия; переносит трудные ситуации, в которых от него ничего не зависит; оказывается в ситуациях, где нет чётких правил и получает за своё поведение наказание, – у него ослабевает или исчезает воля и желание хоть что-то предпринимать. Что называется «по рукам набили». Начинается депрессия и другие болезни психического, физического характера. Ухудшается качество жизни.

Получается, что когда человек сам делает выбор и сам же контролирует его выполнение, то есть берёт на себя ответственность, то и апатия, беспомощность чудесным образом исчезают. Но мы теперь знаем, что с помощью волевого усилия и сознательного контроля это сделать не получится – мартышкин труд. Значит на помощь нам придёт наш мозг. Главное начать с ним работу!

Select the fields to be shown. Others will be hidden. Drag and drop to rearrange the order.
  • Image
  • SKU
  • Rating
  • Price
  • Stock
  • Availability
  • Add to cart
  • Description
  • Content
  • Weight
  • Dimensions
  • Additional information
Click outside to hide the comparison bar
Compare
Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.